Проект Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь

«Прочитав – забыл, объяснив – усвоил, сделав – запомнил» Конфуций, VI век до нашей эры

В Республике Беларусь реализуется проект «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» (далее – Проект), в рамках Соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития от 25 ноября 2016 г. (соглашение ратифицировано и вступило в силу 19 мая 2017 г.) и распоряжения Президента Республики Беларусь № 135рп от 21.08.2017.

Цель проекта:

Содействие в повышении отдельных аспектов качества медицинской помощи в Республике Беларусь.

Одним из Компонентов проекта является Компонент 2 «Повышение уровня клинических компетенций работников здравоохранения по ведению неинфекционных заболеваний».

Основная цель компонента: повышение эффективности приобретения практических навыков специалистами с высшим и средним специальным медицинским образованием путем внедрения симуляционных технологий.

Достижение цели планируется обеспечить посредством создания условий для проведения симуляционного обучения различной степени реалистичности, в том числе с использованием симуляционного оборудования и медицинских изделий для отработки практических навыков.

Предполагается создание республиканского симуляционного центра, модернизация существующих и организация новых лабораторий по формированию практических навыков в медицинских университетах и медицинских колледжах.

В рамках реализации Компонента 2 проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. пересмотр учебных программ и разработка единых требований для подготовки, переподготовки, повышения квалификации и совершенствования клинической компетенции специалистов с высшим и средним специальным медицинским образованием с использованием симуляционных технологий;
  2. ремонт/модернизация лабораторий по отработке навыков в медицинских университетах и медицинских колледжах;
  3. закупка оборудования для оснащения республиканского симуляционного центра и лабораторий по отработке навыков;
  4. приобретение и установка программного обеспечения для проведения обучения;
  5. разработка и проведение технической оценки и опросов о степени удовлетворенности слушателей качеством обучения;
  6. проведение обучающих мероприятий.

В учреждении образования «Гродненский государственный медицинский колледж» постоянно ведётся работа по актуализации учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов со средним специальным медицинским образованием, активно внедряются в обучение симуляционные технологии.

Важнейшие преимущества симуляционных технологий:

обучение без вреда пациенту;

многократное повторение практических навыков в условиях приближённых к реальным;

повышение профессионального уровня специалистов со средним медицинским образованием;

объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого cпециалиста.

 

Возможность многократной отработки практических навыков – залог успешной профессиональной деятельности отдельно взятого медицинского сотрудника и лечебно-профилактического учреждения в целом.

С целью реализации практико-ориентированного обучения в колледже открыта Лаборатория по отработке навыков. Торжественное открытие Лаборатории по отработке навыков состоялось 29 декабря 2021 года и было приурочено к празднованию 145-летия учреждения образования.

Под Лабораторию выделено 10 кабинетов (общей площадью 429,9м2): 4 кабинета подготовлены за счёт финансирования Всемирного банка (лаборатории терапии, хирургии, педиатрии, акушерства и гинекологии), 6 ─ за собственные средства. Все кабинеты используются в образовательном процессе, одномоментно в кабинетах Лаборатории может заниматься 100 обучающихся. В Лаборатории проводится обучение по направлениям: терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, сестринское дело и манипуляционная техника, микробиология, вирусология и иммунология, скорая медицинская помощь, первичная медицинская помощь, реаниматология.

Цель Лаборатории по отработке навыков

   Целью деятельности лаборатории является формирование и (или) совершенствование практических навыков профессиональных компетенций обучающихся.

   Основные задачи лаборатории:

- методическое и программное обеспечение образовательного процесса с использованием симуляционных технологий обучения;
- методическое и программное обеспечение проведения аттестаций обучающихся с использованием симуляционного оборудования;
- научно-методическое обеспечение применения симуляционных технологий обучения для формирования и(или) совершенствования практических навыков, профессиональных компетенций обучающихся.

   Функции лаборатории:

- подготовка методических материалов и программного обеспечения для организации образовательного процесса с использованием симуляционных технологий обучения;
- проведение учебных и иных занятий, текущей и (или) итоговой аттестации обучающихся, олимпиад, конкурсов, конференций, обучающих курсов, других образовательных мероприятий с использованием симуляционного оборудования;
- обучение преподавательского состава использованию в образовательном процессе симуляционных технологий обучения;
- подготовка «стандартизированных (симулированных)» пациентов;
- изучение инновационного опыта использования симуляционных технологий обучения и внедрения его в образовательный процесс учреждения образования.

Деятельность лаборатории направлена на обеспечение выполнения заданий в имитированных условиях, отработку практических навыков, формирование и(или) совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в групповом и(или) индивидуальном режиме, проведение аттестаций, в том числе с использованием ОСКЭ, с видеонаблюдением и видеофиксацией, проведением брифинга и дебрифинга.

На базе лаборатории проводится объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который позволяет продемонстрировать и оценить приобретенные практические навыки, выполнение определенных профессиональных задач, установление коммуникаций и другие компетенции, необходимые для самостоятельного осуществления медицинской деятельности.

Модуль терапии

Модуль терапии, предназначена для отработки на тренажерах и манекенах навыков забора крови из вены, выполнения внутривенных, внутримышечных и подкожных инъекций, постановки катетеров и клизм, проведения зондирования и ЭКГ, аускультации сердца и легких. Моделируя клинические ситуации и процессы, учащиеся могут до совершенства отрабатывать различные виды инъекций и катетеризации, измерение артериального давления, прослушивание фонендоскопом патологий легких и сердца, уход за ранами, стомами (искусственное отверстие, создающее связь между полостью органа и окружающей средой). Это позволяет студентам до автоматизма отрабатывать практические навыки обращения с больными. На базе лаборатории учащиеся проходят обучение без угрозы вреда пациенту. Кроме того, условия симуляционной лаборатории позволяют дать объективную оценку достигнутому уровню профессиональной подготовки учащихся во время промежуточной и итоговой аттестации.

Манекены для отработки следующих навыков:

Показать / Скрыть текст

- Профилактика пролежней;
- Туалет глаз, носа, наружного слухового прохода;
- Подача судна пациенту;
- Подмывание женщины/мужчины;
- Промывание желудка;
- Постановка различных клизм;
- Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером;
- Закапывание капель в глаза, в нос, в уши, закладывание мази;
- Выполнение внутрикожной/подкожной инъекций;
- Подкожное введение инсулина;
- Внутривенное введение лекарственного средства с использованием шприца/инфузионной системы;
- Взятие крови из вены для биохимического исследования;
- Постановка/удаление периферического венозного катетера;
- Кормление пациента через назогастральный зонд.

Оснащение:

Показать / Скрыть текст

- Тренажер для отработки внутримышечных инъекций в ягодицу (прозрачная модель с моделью анатомического строения);
- Тренажер для отработки внутримышечных инъекций в ягодицу (надеваемый);
- Тренажер для отработки внутримышечных инъекций в плечо;
- Тренажер для отработки техники внутримышечных инъекций в ягодницу;
- Тренажер для отработки навыков внутривенных, подкожных и внутрикожных (рука от предплечья до кости) с клапанами;
- Тренажер-накладка для отработки навыков инъекций инсулина;
- Тренажер для отработки навыков внутрикожных, подкожных инъекций;
- Манекен для отработки навыков промывания желудка;
- Тренажер зондирования и промывания желудка;
- Тренажер постановки клизм и ухода за стомами;
- Тренажер для катетеризации мочевого пузыря (женский);
- Тренажер для катетеризации мочевого пузыря (мужской);
- Тренажер для отработки навыков промывания уха;
- Тренажер для отработки навыков ухода за пролежнями;
- Фантом для отработки ухода за трахеостомами;
- Тренажер для отработки навыков аускультации сердца и легких;
- Электрокардиограф;
- Тренажер-накладка для внутривенных инъекций;
- Тренажер-накладка для внутримышечных инъекций;
- Тренажер для внутривенных инъекций;
- Тренажер для отработки внутримышечных инъекций в плечо;
- Тренажер постановки клизм и внутримышечных инъекций;
- Фантом таза;
- Манекен для отработки промывания желудка;
- Тренажер для катетеризации женского мочевого пузыря;
- Тренажер для катетеризации мужского мочевого пузыря;
- Тренажер по уходу за пролежнями и др.;

Модуль педиатрии

Модуль педиатрии. Основные задачи лаборатории включают формирование, закрепление и совершенствование практических профессиональных навыков у учащихся на муляжах (фантомах), тренажерах и симуляторах, с целью отработки навыков ухода за детьми, в том числе новорожденными. «Первичный и вторичный туалет новорожденного». «Техника внутривенных манипуляций». Способность ориентироваться в меняющейся ситуации, умение принимать решения и четко выполнять необходимые действия. Особенно важен тот факт, что в процессе работы на тренажерах и реалистичных фантомах органов у обучаемого имеется возможность выявить ошибки и обсудить их с преподавателем, следовательно, достичь более высокой компетентности и безопасности ещё до применения процедуры у постели ребенка. Очевидно, что применяемые симуляционные технологии позволяют решать важные этические проблемы по безопасности пациента.

Манипуляции:

Показать / Скрыть текст

- Пеленание новорожденного в родильном доме и в отделениях для детей;
- Туалет новорожденного;
- Туалет пупочного остатка, пупочной ранки;
- Кормление через катетер (зонд) желудочный;
- Туалет глаз, носа, наружного слухового прохода;
- Постановка различных клизм;
- Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером;
- Закапывание капель в глаза, в нос, в уши, закладывание мази;
- Выполнение внутрикожной/подкожной инъекций;
- Внутривенное введение лекарственного средства с использованием шприца/инфузионной системы;
- Взятие крови из вены для биохимического исследования;
- Постановка/удаление периферического венозного катетера;
- Кормление пациента через назогастральный зонд.

Оснащение:

Показать / Скрыть текст

- Тренажер для отработки навыков пункций вен ребенка для внутривенных инъекций и инфузий (рука от плеча до кисти);
- Модель верхних конечностей ребенка для освоения техники внутривенных и внутримышечных инъекций;
- Манекен ребенка для отработки навыков сестринского ухода;
- Манекен новорожденного для отработки навыков ухода;
- Манекен недоношенного новорожденного;
- Манекен младенца для отработки навыков кормления;
- Манекен для отработки навыков инъекций и пункций вен младенца;

Модуль хирургии

Модуль хирургии. Качественное оказание первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека. Освоение тонкостей непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и других действий при сердечно-легочной реанимации. Отработка хирургических швов, специфика работы с разными видами тканей в хирургии. Отработка практических навыков на манекенах (фантомах), тренажерах, искусственных тканях, происходит с использованием симуляции в обучении. Программа симуляционного обучения включает теоретическую подготовку в объеме лекционного материала по теме симуляционного занятия и самоподготовку с практическими занятиями. Получившие устойчивые практические навыки учащиеся в процессе работы на манекене более уверенно и грамотно реализуют его на пациентах.

Имеются тренажёры (фантомы) и медицинское симуляционное оборудование, позволяющее подготавливать высококвалифицированных специалистов с качественными навыками по вопросам реанимации, оказания первой медицинской помощи при травмах и других состояниях, требующих неотложной помощи, а также позволит объективно экзаменировать будущих специалистов:

Показать / Скрыть текст

- манекены-имитаторы (полноростовые) для отработки сердечно-лёгочной реанимации с интерактивной образовательной системой, программой для отображения и протоколирования реанимационных мероприятий в реальном времени на компьютере; 
- фантомы-имитаторы верхней половины туловища и головы для отработки сердечно-лёгочной реанимации с устройством обратной связи, c возможностью контроля действий двоих обучающихся одновременно, а также укомплектован планшетом., где установлено приложение, позволяющее создать различные сценарии;
- механический полноростовой манекен для отработки первой помощи и транспортировки с набором накладных муляжей ран, ожогов, с набором транспортных проволочных шин;
- Манекен для отработки навыков при травме;
- Манекен для отработки навыков ухода за послеоперационным дренажем;
- Ткань для отработки навыков наложения швов с фактурой кожного покрова;
- Механический полноростовый манекен для отработки первой помощи и транспортировки /Накладные муляжи ран / Накладные муляжи ожогов;
- Иммобилизационные пневмошины;
- Манекен-имитатор (полноростовый) для отработки сердечно-легочной реанимации;
- Фантом-имитатор верхней половины туловища и головы для отработки сердечно-легочной реанимации.

Модуль акушерства и гинекологии

Условия симуляционной лаборатории по акушерству и гинекологии позволяют освоить основные практические умения и навыки наружного и внутреннего акушерского и гинекологического обследования, определения сроков беременности и родов, ведения родов в головном и тазовом предлежаниях, некоторых оперативных пособий в родах, последовом и послеродовом периодах и др., а также навыков оказания неотложной помощи женщинам во время родов и новорожденным как на стандартизованных пациентах в акушерских и гинекологических отделениях, так и с использованием роботизированного манекена-симулятора роженицы и манекена новорожденного, фантомов, муляжей.

Показать / Скрыть текст

- Лаборатория оснащена современным оборудованием, предметами ухода за пациентами, образцами документации для заполнения учащимися, методическими разработками. Оборудование максимально напоминает устройство рабочего места акушерки, медицинской сестры и соответствует профилю проводимых занятий. 
- Манекен-симулятор родов (полноростовый) для отработки обследования плода и родового пособия;
- Фантом для отработки акушерских исследований и родовспоможения;
- Тренажер для отработки приемов Леопольда;
- Комбинированный тренажер отработки навыков гинекологического осмотра.

В 2019-2020 годах колледж получил медицинское оборудование и оснащение, видео комплексы и интерактивные доски, а также более 80 фантомов и тренажёров различной степени реалистичности. Всё вышеуказанное активно используется при проведении занятий в лаборатории по отработке навыков и позволяет отрабатывать практические навыки в условиях приближённых к реальным

Ссылки по теме:

1. Сайт Всемирного банка
2. Всемирный банк в Республике Беларусь